Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Все эксплуатируемые помещения МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 218» соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования. Внутри здания имеется 9 групповых комнат, 9 спален, 9 туалетных комнат, 9 приемных – раздевалок, 3 кабинета для учителя – логопеда, 1 кабинет педагога-психолога и другие  помещения.
 

В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью, выделено место для отдыха детей. Организация    предметно - пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  создана с учётом  Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Обязательным в оборудовании кабинетов являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки, колбы, бинокли и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно-развивающая среда в ДОУ организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться по подгруппам по интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Оснащение уголков меняется в соответствии с сезонностью и планированием образовательного процесса.

При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды учитывается гендерная специфика, которая обеспечивает среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Она подобрана с учетом образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно – исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Развивающая предметно – пространственная среда групп оборудована с учетом возрастных особенностей детей, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям и обеспечивает: 


Познавательное развитие:

  • Центры «Природы и науки» (комнатные растения, макеты природных зон, оборудование для экспериментирования, подборки иллюстраций и литературы);
  • Центр «Математики» ( игрушки – головоломки: плоскостные, объемные, ребусы, лабиринты, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами и т.д.);
  •  Центр «Конструирование» (наборы разного конструктора в зависимости от возраста);
  • Центр познавательно – исследовательской деятельности (наборы для экспериментирования с водой, коллекции: семян, тканей, бумаги, минералов, растений, наборы копировальной бумаги, песочные часы и т.д).

Речевое развитие:

  •  Центр «Здравствуй книга» (иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, серии картинок для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации и т.д.);
  • Центр «Краеведения»( глобус, наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов, детский атлас и т.д).


Художественно – эстетическое развитие:

  • Музыкальный зал (музыкальный центр, современное электронное пианино, мультимедийная установка, набор музыкальных инструментов, набор кукол для театральной деятельности детей);
  • Центры «Художественное творчество» в групповых комнатах (с различными предметами народно – прикладного искусства, репродукциями картин знаменитых художников, комплектами больших мягких модулей, наборами из мягкого пластика для плоскостного конструирования);
  • Центр «Музыки и театра» (музыкальные инструменты в соответствии с возрастом, музыкальный центр, записи музыкальных произведений, разные виды театра).


Социально – коммуникативное развитие:

  • Центры дидактических игр;
  • Центры сюжетно – ролевых игр.


Физическое развитие:

  • Спортивный зал (с набором стандартного оборудования: обручи, гантели, мячи, коврики массажные, мешочки с грузом, кегли и т.д.);
  • Центры физической культуры (с набором стандартного оборудования: обручи, гантели, мячи, коврики массажные, мешочки с грузом, кегли и т.д.);
  •  Медицинский кабинет с процедурным кабинетом (Оснащение всем необходимым оборудованием).


Кабинеты для коррекции имеющихся нарушений речи:

  •   Кабинеты учителей – логопедов (пособия для коррекции речевых нарушений): игрушки – вкладыши, индивидуальные зеркала, комплект игрушек на координацию движений, комплект карточек для проведения артикуляционной гимнастики, устройство для развития речевого дыхания и т.д. Центр правильной речи (с набором необходимого материала для развития мелкой моторики, мышления, восприятия);
  • Кабинет педагога – психолога (логические игры на подбор цветных, теневых и контурных изображений, перчаточные куклы – комплект, игрушки - вкладыши, часы игровые, домино логическое с разной тематикой (комплект) и т.д.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

В МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 218" оборудованы следующие помещения, предназначенные для проведения практических занятий: музыкальный зал; спортивный зал; кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога – психолога.

Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий с  детьми всех возрастных групп ДОУ,  индивидуальной работы, праздников, развлечений, спектаклей, а также с участием семей воспитанников. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия, театральные костюмы и атрибуты, позволяющие организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности.

Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальная колонка, электронное пианино, мультимедийное оборудование. Созданная развивающая музыкально - предметная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей, в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 218" имеется 3 кабинета для занятий с учителем – логопедом 

Кабинет учителя-логопеда - представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно - развивающей и консультативной работы специалиста (пособия для коррекции речевых нарушений): игрушки – вкладыши, индивидуальные зеркала, комплект игрушек на координацию движений, комплект карточек для проведения артикуляционной гимнастики, устройство для развития речевого дыхания и т.д.

Оформление кабинета учителя-логопеда создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, соответствует требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на образовательную деятельность.

Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-логопеда отвечает основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности.

Цель коррекционной работы: сформировать готовность к обучению в общеобразовательной школе обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Основными задачами обучения являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

- овладение устной и письменной речью;

- профилактика и преодоление дислексии и дисграфии.

Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность учителя-логопеда.

Критерии, по которым происходит организация рабочего пространства учителя-логопеда:

  • Научность - обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований;
  • Здоровьесбережение - соблюдение нормативных требований СанПиН (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели), профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности обучающихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий;
  • Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям обучающихся (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.);
  •  Реабилитация - создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Функционирование кабинета педагога-психолога МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 218" осуществляется в соответствии с  современными требованиями методического и организационного обеспечения. Кабинет педагога-психолога предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, диагностического обследования детей, индивидуальной работы с родителями (законными представителями), работы с педагогами Учреждения. Кабинет оборудован диагностическим и игровым материалом.

Цель функционирования физкультурного зала – создание условий для сохранения и укрепления  здоровья детей, для реализации их потребности в двигательной активности, обеспечения физической подготовленности каждого ребенка.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы в детском саду:

  • охрана и укрепление здоровья детей, закаливание детского организма;
  • создание необходимой учебно-материальной базы и санитарно-гигиенических условий для формирования жизненно необходимых умений и навыков детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями для развития физических качеств;
  • развитие физических качеств;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического, психического благополучия, эмоционального комфорта;
  • формирование правильной осанки;
  • воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
  • формирование первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях;
  • побуждение к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Назначение

Физкультурный зал используется в работе всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитанниками, педагогическими работниками, родителями (законными представителями).

В работе с детьми

Основное предназначение физкультурного зала – проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Также зал предназначен для проведения:

  • спортивных праздников, физкультурных досугов , тематических занятий с детьми;
  • открытых итоговых занятий;
  • театрализованных представлений;
  • индивидуальной и групповой работы с детьми.

В работе с сотрудниками

  • организационно-методических мероприятий (семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, презентаций, консультаций и т.д.);
  • культурно-массовых мероприятий.

Наличие оборудованных библиотек

В МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 218" библиотека отсутствует, в качестве библиотеки используется методический кабинет.

В методическом кабинете имеется картотека с учебным, наглядным и справочными материалами, дидактические игры, атрибуты для занятий.

В методическом кабинете можно воспользоваться интернет-ресурсами (ноутбук, точка доступа) для поиска необходимой литературы, сведений для занятий,  самообразования.

Наличие оборудованных объектов спорта

Объекты спорта
 Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся (воспитанников) в МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 218" оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий: 
Спортивный зал - проведение утренней зарядки, занятий по физическому развитию во всех возрастных группах, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; проведение индивидуальной работы; проведение спортивных праздников, развлечений для всех возрастных групп.
 
Физкультурно-оздоровительные центры в групповых: 

  •  проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, развитие двигательной активности и физических качеств детей. 

 
Спортивная площадка:

  • проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе для всех возрастных групп в теплый период времени (в холодный период времени для детей старшего дошкольного возраста);
  • проведение утренней зарядки, спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе;
  • проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников);
  • закрепление основных видов движений (прыжки, ходьба, бег, лазанье, равновесие).

  

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) в МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 218" используются различные средства обучения и воспитания.
Все объекты нашего детского сада для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками), обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей, обеспечены средствами обучения и воспитания:
  • игровым и учебным оборудованием (игры, учебные пособия, игрушки); 
  • спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.); 
  • учебно-наглядными пособиями (плакаты, картинки и другое);
  • музыкальными инструментами (металлофонами, треугольники, трещотки, колокольчики и др.);
  • техническими средствами обучения (магнитофоны, телевизоры в группах, экран и мультимедийный экран в музыкальном зале, музыкальная колонка);
  • печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) (книги, энциклопедии, релаксационное оборудование и др.). 
Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ обучающимся к информационным системам и информационно  - телекоммуникационным сетям в МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 218" не предоставляется

В целях улучшения организации образовательной деятельности с детьми и повышение профессиональной компетентности педагогов в детском саду имеется современная информационно - техническая база: электронная почта, доступ к сети Интернет, технические средства обучения, музыкальный центр, магнитофоны, телевизоры, копировальная техника, мультимедийный проектор. 

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie